Крупнейшие мировые концерны уже анонсировали появление на рынке беспилотных автомобилей в ближайшие 10-15 лет. Проекты, казавшиеся фантастикой, выходят на финишную прямую

 

1. Органы чувств машины

Автопилоты на самолетах способны выполнять все этапы полета в автоматическом режиме, так может автопрому просто следует взять на вооружение те же разработки? К сожалению, не все так просто. Автоматизация автомобиля — задача гораздо более сложная. Если бы автомобили ездили как самолёты, то каждый гражданин перед выездом должен был бы согласовать маршрут с диспетчером, тот бы задавал скорость движения, и водитель сообщал бы ему о прохождении контрольных точек. А диспетчер по ходу дела расчищал бы дорогу, чтобы исключить столкновения и помехи. Но автомобилей гораздо больше, чем самолетов, поездки короче и скоординировать их движение «сверху» — задача нереальная на нынешнем уровне. Значит, машина должна уметь управляться самостоятельно, полагаясь, в основном, на то, что видят ее «органы чувств». Кстати, тут ничего принципиально нового изобретать не придется.


2. Автомобильный разум

Мало уметь смотреть, надо видеть — то есть распознавать объекты и, исходя из этого, принимать решения. В дело вступает такая область технических разработок, как computer vision («компьютерное зрение»). Нужные технологии уже достигли больших высот и даже пришли в наши дома. Скажем, игровая приставка Xbox One постоянно «глядит» на вашу комнату широкоугольной видеокамерой и распознает лица пользователей. В автопроме степень готовности подобных систем к серийному внедрению довольна высока, а отдельные элементы уже можно встретить на выпускающихся машинах.

 

3. Cети для автомобилей

 

Сегодня системы «общения автомобилей» V2V (vehicle-to-vehicle) существуют только в качестве прототипов, но к 2017 года в США уже могут быть утверждены требования об обязательном оснащении всех новых моделей таким оборудованием. Соответствующие стандарты связи — в разработке.

Суть этих решений в том, что автомобили будут обмениваться с соседями по потоку информацией о своих географических координатах, скорости, а также ускорении или торможении. Причем обмен данными будет происходить как минимум 10 раз в секунду. Это позволит «умным машинам» предугадывать опасные ситуации за 300 метров до возможного столкновения, и самостоятельно предпринимать действия, чтобы избежать ДТП. Сегодняшние автомобили способны экстренно затормозить, а автомобили будущего будут еще и сами уворачиваться от столкновений.


4. Умная дорога

Электроника, считывающая дорожные знаки и оповещающая о них водителя, уже предлагается многими марками. Следующий этап — это интерактивное взаимодействие машины с дорогой. Недалек тот час, когда дорожный знак сможет принудительно ограничивать вашу скорость. Но этим функции «умной дороги» будущего не ограничиваются.
Дорога сможет давать команды машинам таким образом, чтобы они группировались в колонны, более эффективно используя дорожное полотно. Беспилотные машины могут идти на маленькой дистанции, как вагоны поезда, и при необходимости перегруппировываться наиболее рационально, тем самым увеличивая пропускную способность дороги.

Дальше больше: дороги получат специальное покрытие, которое будет вырабатывать электричество из солнечной энергии. В полотно будут встроены специальные устройства, которые смогут бесконтактно подзаряжать электромобили во время движения (бесконтактные зарядки для телефонов и смарт-часов — уже реальность). При возникновении снежных заносов и обледенения дорога сможет сама себя разморозить.